Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Статьи о педагогике » Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников » Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Страница 3

Итак, существуют, как минимум, три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в школу (1 класс), переход из начальной школы в среднюю (5 класс), переход из средней в старшую (10 класс). Эти периоды являются, своего рода, эмоционально-стрессовой ситуацией, т.к. изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Период адаптации первоклассников является важным этапом в жизни малышей. Он может длиться от 1 до 6 месяцев, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей детей, характера взаимоотношений с окружением, уровня сложности образовательной программы, уровня подготовленности ребёнка к школе и др.

Выделяют три фазы адаптации:

Генерализованная реакция – когда в ответ на новое воздействие, практически все системы организма ребёнка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, эта «физиологическая буря» длится около 2-3 недель.

Неустойчивое приспособление – когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на непривычное воздействие

относительно устойчивое приспособление – когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования, адекватные новым нагрузкам. Это происходит на 6-7 неделе обучения

Адаптация к школе протекает у всех по разному. У некоторых она не наступает совсем и тогда мы говорим о социально-психологической дезадаптации. Одной из причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения (отсутствие « школьной зрелости»). Другие причины: недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость, слабое здоровье, дисгармоничное развитие и др. Всё это комплекс внутренних причин.

Существуют и внешние причины («проблемы учителя»): несоответствующее возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, личность учителя, стиль его взаимоотношений с детьми и родителями и др.

Всё многообразие возникающих школьных трудностей можно разделить на 2 типа (М.М.Безруких):

Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и др.

Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью и др.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему постоянно приходится работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ситуации успеха на уроке для ребёнка, во время перемены, в общении с одноклассниками. Совместные усилия педагога, родителей, врачей, специалистов, психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Каковы же признаки успешной адаптации?

это удовлетворённость ребёнка процессом обучения, ему нравится в школе и он не испытывает неуверенности и страхов.

насколько легко ребёнок справляется с программой (если программа традиционная и школа обычная, а ребёнок испытывает некоторые затруднения при обучении, необходимо его поддержать, не сравнивать с другими детьми, т.к. темп деятельности у всех разный. Отслеживать нагрузку на ребёнка, чтобы он чувствовал себя комфортнее). Очень важно вселить в него уверенность в успех и не давать ему поддаваться унынию.

это степень самостоятельности при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Взрослому надо сразу обозначить границы его помощи и постепенно их уменьшать.

это степень удовлетворённости межличностным общением с учителем и одноклассниками.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганды и включало в себя: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). Дети были ...

Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возр ...

Закономерности роста словаря дошкольника
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» и др. ребенок образует «новое» слово – «газочник». Или, видя закрытый пакет, ребенок г ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru