И.Н. Формановская в своей работе «Речевой этикет и культура общения» выделяет девять правил ведения речи. Говорящему предписывается:
ü доброжелательное отношение к собеседнику;
ü проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость;
ü не ставить в центр внимания собственное «я», не навязывать собственных мнений и оценок;
ü не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса;
ü умело выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру;
ü следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин;
ü помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены;
ü постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность и неофициальность обстановки;
ü помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю культуру поведения и культуру речи.
Еще о педагогике:
Способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей младших
школьников
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущн ...
Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...
Художественная деятельность как одно из средств
адаптации детей к ДОУ
Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с ок ...