Сегодня уже понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьника, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс эффективным невозможно. Однако некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни – идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.
«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С. Т, Шацкому, В, Н, Сороке-Росинскому, А. С, Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С, Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.
Период существования был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокративший объем общеобразовательных знаний по основным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел – «проектов2. в числе которых были такие, например, как «поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы предусматривали «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.).
Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних комплексных программ. Работая по комплесно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний : окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получил тогда широкого применения в практике массовой школы.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 кл. сложные проекты.
Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие между естественно-научной и гуманитарной составляющих процесса обучения. Причем учителя начальных классов располагают для этого наибольшими возможностями.
Еще о педагогике:
Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и п ...
Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализи ...
Когда и где используется быстрое чтение
Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумны ...