Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

Статьи о педагогике » Организация метода проектов в начальной школе » Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»

Страница 3

Сегодня уже понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьника, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс эффективным невозможно. Однако некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни – идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С. Т, Шацкому, В, Н, Сороке-Росинскому, А. С, Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С, Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

Период существования был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокративший объем общеобразовательных знаний по основным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел – «проектов2. в числе которых были такие, например, как «поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы предусматривали «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.).

Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних комплексных программ. Работая по комплесно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний : окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получил тогда широкого применения в практике массовой школы.

И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 кл. сложные проекты.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие между естественно-научной и гуманитарной составляющих процесса обучения. Причем учителя начальных классов располагают для этого наибольшими возможностями.

Страницы: 1 2 3 

Еще о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Моторная алалия
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В ш ...

Систематизация ЦОР, содержащих линии второго порядка
Анализируя компьютерные программы, рассмотрим те, которые помогают решать задачи, изучать свойства линий второго порядка, а также строить графики функций, задающих данные линии. К этим программам относятся: математический пакет «MathCAD», программы «Maple» и «Живая геометрия», а также такая програм ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru