По всей видимости, такого рода пособия могут быть полезными как при подготовке к прослушиванию лекционного материала студентами, так и для восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Кроме того, пособия в виде опорных конспектов целесообразно использовать и на практических занятиях для контроля глубины усвоения материала. Такого рода материалы могут быть полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем:
Подсистема "Компоненты" формирует структуру и образную презентацию информации и может включать:
опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации);
опорный рисунок - условное, схематическое, часто контурное, легко воспроизводимое изображение информации или объекта;
цвет - несет определенную смысловую нагрузку (например: красный - самое главное, новое);
опорный блок - определенная структура, взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе "информацию" какой-то части темы;
блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию.
Подсистема "Принципы составления" учитывает следующее:
лаконичность (недопустимость перегрузки);
наглядность;
разнообразность - монотонность "выключает" внимание;
асимметричность - учитывает психологические особенности восприятия;
Подсистема "Алгоритм составления", предназначена как для учителя, так и для учащихся (при составлении творческих опорных конспектов):
прочитать текст;
составить план;
ввести условные обозначения;
ввести цветовые обозначения;
скомпоновать в блоки;
озвучить.
Подсистема "Классификация" определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой, а также дидактическим назначением.
Это:
развернутый
графический
логический
смысловой (шифрованный)
текстуально-схематический опорный конспект.
Подсистема "Дидактическое назначение" подразумевает собственно применение опорных конспектов непосредственно в учебной деятельности.
Также работа с опорным конспектом включает следующие характеристики:
1. Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
2. Концептуальная и организационная простота для учащихся и преподавателя психологии, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
3. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении психологии, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие студентов. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном занятии, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически".
Назначение опорного конспекта заключается в следующем:
наглядное представление учебного материала в целом и по частям;
понимание структуры изучаемого материала;
выделение главного, основного в излагаемом материале;
комплексное представление изучаемого материала при его повторении;
развитие творческих способностей.
Средствами выражения информации в опорных конспектах являются: рисунки, схемы, графики, буквы, цифры, слова, условные знаки, цвет, форма и др. Обучающийся сам выбирает, какими средствами выражения опорного конспекта он будет пользоваться. Создаются условия для самореализации и личностного роста учащегося, который постепенно переходит к более сложной знаковой системе, проявляя творческую активность и самостоятельность выбора.
Данная технология подразумевает субъект-субъектные отношения, вместе со студентами совершенствуется и преподаватель, который применяет разные типы опорных конспектов в целях лучшего усвоения учащимися ЗУНов по психологии.
Еще о педагогике:
Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы,
оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова ...
Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ ...
Методика коррекции фонематической дислексии
А. Развитие языкового анализа и синтеза При устранении фонематической дислексии, с учётом механизмов этого нарушения, проводится систематическая работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: развитие анализа предложений на слова; развитие слогового анализа и синтеза; форм ...