Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство. До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения. Рассмотрим это на примере отечественной истории с ее богатейшими риторическими традициями. Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в XVI- начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 70-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и других. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и так далее. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.
Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендации от ученых.
Еще о педагогике:
Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном
учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...
Краткая биография
Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. ...
Организация окружающей предметной среды в домах ребенка
Организуя окружающую среду для воспитанников дома ребенка, в основном придерживаются общих принципов, однако следует помнить, что для данной категории детей предметно-развивающая среда приобретает значительно большую значимость, чем для детей, воспитывающихся в семьях. Основные направления преобраз ...